22 октября, 2025

Музыка учит чувствовать

Школа искусств имени великого композитора Петра Ильича Чайковского — одна из старейших и самых творчески активных школ города Ош. Здесь звучат комуз и скрипка, создаются театральные постановки, растут юные художники, а педагоги вкладывают душу в воспитание поколения, способного чувствовать красоту и мыслить образами. Мы встретились с заместителем директора  школы  Шахлинской Еленой Алексеевной, чтобы поговорить об истории, достижениях, трудностях и, конечно, о детях, ради которых всё это существует.

— Здание школы выглядит солидно. Когда оно было построено?

— Наше здание построено в 1995 году. Это видно по стенам, по архитектуре, даже по оформлению холлов и коридоров. А сама школа существует с 1960-х годов. В разные годы директора менялись, количество учеников было больше, направлений тоже. Но суть школы осталась прежней — воспитывать творчески развитое поколение.

 — Почему школа носит имя именно Петра Ильича Чайковского?

— Точно не скажу, почему выбрали именно Чайковского, но в советское время, когда открывались музыкальные и художественные школы, им часто присваивали имена великих композиторов — Бетховена, Моцарта, Чайковского. Наш коллектив с гордостью носит это имя, потому что оно символизирует классическую основу, высокие стандарты и любовь к искусству.

 — Чем сегодня занимается школа, какие направления у вас есть?

— Мы — не просто музыкальная, а школа искусств. Это важно. У нас есть живопись, театральное искусство — ученики ставят пьесы и спектакли. Музыкальное направление представлено фортепиано, комузом, скрипкой, аккордеоном, гитарой и другими инструментами. Самое востребованное направление сегодня — народные инструменты, особенно комуз. В этом направлении обучаются около 180 учащихся. На втором месте — фортепиано и скрипка. Всего в школе на данный момент — около 340 учеников. В нашу школу дети обычно  поступают в семь-восемь лет. График у нас гибкий, потому что с каждым учеником ведётся индивидуальная работа. Мы стараемся подстроиться под ребёнка, под его основную школу и расписание.

— Государство поддерживает вас материально?

— Да, поддержка есть. В августе нас посетил премьер-министр, и школе было выделено финансирование на покупку музыкальных инструментов. Государство регулярно выделяет средства, и мы их направляем именно на оснащение классов. Сейчас можно сказать, что в каждом кабинете есть музыкальный инструмент, и каждому ученику хватает оборудования. Конечно, некоторые родители по желанию покупают личные инструменты, но в целом у школы всё необходимое есть.

 — Какие музыкальные направления наиболее важны в вашей школе?

— Основа, конечно, — классика: фортепиано, скрипка, духовые. Но, к сожалению, сегодня дети не всегда понимают классическую музыку. Её нужно чувствовать, к ней нужно приучать постепенно. Поэтому мы стараемся сочетать классику с современной музыкой. Например, сейчас среди детей очень популярен жанр K-pop. В этой музыке часто используются скрипки, живые инструменты. Молодые преподаватели близки этому жанру, и старшеклассникам он интересен. Старшее поколение педагогов спокойно принимает это, ведь музыка — безгранична. Мы стараемся, чтобы детям было интересно: даём им классику, но не забываем и о современности.

— Как часто проводите концерты и конкурсы?

— Каждый месяц мы организуем концерты, чтобы дети слышали классику, приучались к ней. А также активно участвуем в конкурсах — как республиканских, так и международных. Наши ребята выступают на Дельфийских играх, онлайн-конкурсах в Казахстане и Турции.

Кроме того, мы проводим конкурс ОБОН, который раз в два года проходит в Бишкеке. В прошлом году наша школа стала организатором первого республиканского конкурса комузистов. Управление культуры и спонсоры помогли с подарками. Дети получают дипломы, грамоты, призы — это сильный стимул. Ведь детей нужно поощрять, тогда у них появляется интерес и уверенность в себе.

 — Есть ли у школы победы, которыми вы особенно гордитесь?

— Конечно! Наши ученики ежегодно радуют нас своими достижениями. Например, в декабре 2023 года Асанов Актан завоевал золотую медаль на международном конкурсе. В том же году Ыразакова Насыйкат получила серебро, а в 2025 году вновь принесла школе серебряную медаль с Дельфийских игр — уже в номинации «вокал».

В 2024 году на конкурсе ОБОН наши учащиеся завоевали три серебряные медали. Мы гордимся успехами и других талантливых ребят: Анарбекова Арууке, Ибрагимова Алина, Нурдинова Раиса — их имена звучат на Гран-при и призовых местах международных онлайн-конкурсов.

В школе активно проявляют себя и другие одарённые ученики — Усонова Аруузат, Евсюков Даниэль, Касымбекова Каныкей. Наши гитаристы, скрипачи, пианисты, комузисты, художники и актёры театрального направления постоянно участвуют в конкурсах, фестивалях и выставках, принося школе заслуженные награды и гордость.

— Какой педагогический состав у школы?

— В школе работает 46 педагогов, вместе с техперсоналом — 56 человек. Есть опытные специалисты, которые трудятся здесь больше десяти лет. Например, хормейстер Музаффар Абдуллаев , педагог театрального класса Мадина Джунусова, которая работает более 20 лет, я работаю здесь с 2008-года. Есть и молодые преподаватели, которых мы с радостью принимаем и растим как кадры.

Но, к сожалению, нехватка педагогов остаётся проблемой. Это связано с тем, что у нас нет филиала консерватории. Студенты приезжают на практику после третьего курса, но потом уезжают обратно в Бишкек. Когда-то в городе был филиал консерватории — тогда было проще. Мы очень надеемся, что он снова откроется.

 — С какими трудностями школа сталкивается сегодня?

— Основная проблема сейчас — последствия реконструкции канала, из-за которой было снесено три класса, котельная и уборная. Мы потеряли помещения и пока не полностью готовы к отопительному сезону. Вопрос решаем совместно с руководством.

К счастью, туалет уже начали строить. Но нехватка кабинетов всё ещё ощущается. Мы работаем в сжатых условиях, но не теряем оптимизма.

 — Как проходит набор учеников в этом году?

— Обычно набор заканчивается к сентябрю, но в этом году делали исключение — из-за онлайн обучения в общеобразовательных школах Ломоносова, Гагарина . Поэтому мы набирали детей даже до конца сентября.

Например, в классе скрипки всего три преподавателя, набор идёт быстро, группы формируются оперативно.

— Вы сказали, что некоторые дети уходят и потом возвращаются. Почему так происходит?

— Это обычное явление. После одного-двух лет обучения дети взрослеют, интересы меняются — кто-то уходит в спорт, кто-то на плавание, кто-то просто устает. Но примерно 70% возвращаются обратно. Они приходят через год-два, говорят: «Жалею, что ушёл. Хотел бы закончить, получить диплом».

Иногда приходят уже взрослые — 20-25 лет, работающие, и признаются: «Помните, я у вас учился? Как же я жалею, что бросил». Наверное, это нужно пройти, чтобы понять, насколько важно искусство.

— Что бы вы хотели сказать родителям?

— Я настойчиво рекомендую отдавать детей в школы искусств. Пусть ребёнок рисует, поёт, играет, читает стихи — всё это развивает духовно. Музыка воспитывает чувства, вкус, формирует личность.

Дети, обучающиеся в музыкальных и художественных школах, имеют гораздо более широкий кругозор. Они становятся душевно богаче. В нашем городе всего две такие школы — наша и школа имени Саида Бекмуратова. Мы тесно сотрудничаем: проводим совместные концерты, обмениваемся опытом. Ведь цель у нас одна — воспитать гармонично развитого человека.

 — Ваши планы на будущее?

— В этом году мы вновь участвуем в Дельфийских играх, в конкурсе ОБОН, готовим множество внутришкольных концертов и мероприятий, посвящённых юбилейным датам композиторов и певцов. Мы хотим, чтобы наша школа оставалась центром искусства, чтобы дети здесь не просто учились музыке, а учились чувствовать. Ведь музыка — это язык души.

Айнура Валижанова

About The Author