21 августа, 2025

«Путешествие к Фее Математики»

Рустамова Айжан Абдылашымовна, воспитатель ДОО №35 “Асан-Yсєн”

Конспект занятие по математике  с детьми средней  группы на тему

 «Путешествие к Фее Математики»

Цель: выявить имеющиеся знания у детей в игровой форме.

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 5.

2. Закрепить счёт в пределах 5 в прямом и обратном порядке; умение называть дни недели и «соседей» дня.

3. Закреплять знания детей о составе числа 5.

4. Закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определённым цветом; называть «соседей» дня недели.

Развивающие:

1. Развивать слуховое внимание и координацию движений.

2. Развивать логическое мышление.

3. Совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости.

4. Развивать ловкость и быстроту реакции.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к математике, чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Предварительная работа:

Дидактическая игра на сенсорное развитие: «Построй домик».

Дидактические игры: «Живая неделя», «Угадай геометрическую фигуру».

Материалы и оборудование: 2 письма от Феи Математики, модель недели (цветные карточки), геометрические фигуры разных цветов, картонные золотые медали, угощения.

Ход занятия:

Приветствие: «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое! (Пальцами правой руки)

Здравствуй, небо голубое! (По очереди «здороваются»)

Здравствуй, вольный ветерок! (С пальцами левой руки)

Здравствуй, маленький дубок! (Похлопывая друг друга)

Мы живём в одном краю — (Кончиками, начиная с больших пальцев)

Всех мы вас приветствуем! (Переплетают пальцы замочком и поднимают руки над головой)

Воспитатель:

– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас такими красивыми, добрыми, с хорошим настроением! Этот день мы проведём вместе. Пусть он принесёт вам радость и много новых интересных впечатлений. Сегодня нас ждут удивительные рассказы, увлекательные игры и ещё много всего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Исполняется гимн Кыргызстана.

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай,

День хороший начинай!

Воспитатель:

– Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, внимательно послушайте и постарайтесь её отгадать.

Загадка:

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня… (Весна)

Воспитатель: – Значит, какое сейчас время года?

Дети: – Весна.

Воспитатель: – Правильно. Назовите весенние месяцы.

Дети: – Март, апрель, май.

Воспитатель:

-Солнце поднимается высоко над горизонтом, оно не только светит ярче, но и согревает всё вокруг. Небо светлое, с голубизной, по которому плывут лёгкие кучевые облака.

День становится длиннее, а ночь короче.

Температура воздуха днём плюсовая, что приводит к прогреванию почвы, так необходимой для появления первых ростков зелени.

Важным признаком пробуждения весны в неживой природе считается таяние снега. В городах на дорогах появляются лужи, а под крышами домов — сосульки. Поэтому на солнышке образуются капли, падающие с крыш. В лесу видны проталины, на реке начинается ледоход.

В результате растаявшего снега и льда вдоль реки разливается вода, что приводит к половодью.

На деревьях появляются почки, серёжки, распускаются клейкие листики, пробивается зелёная травка. Хвойные деревья меняют цвет иголок, коры. Расцветают подснежники и другие первоцветы.

Просыпаются насекомые, которые вылезают из щелей коры, из земли, радуясь тёплому солнцу.

Из тёплых краёв возвращаются перелётные птицы в родные леса, поля, а водоплавающие птицы — на озёра и реки. Они строят гнёзда, откладывают яйца.

У животных начинается линька, брачный период, приводящий к рождению детёнышей.

Погода весной переменчивая: идёт то снег, то дождь, потом гремят грозы, льют ливни, появляется в небе радуга.

Просмотр слайдов о весне.

В группу входит почтальон Печкин с конвертом и говорит:

— Вам письмо.

Воспитатель:

— Большое спасибо. Сейчас посмотрим…

(Рассматривает конверт и удивлённо говорит.)

— Ребята, это письмо нам прислала сама Фея Математика! Вот, послушайте, что она пишет.

Читает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Фея Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: перепутал дни недели, разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр, не знает, как образуется число 5. Он так перепутал все цифры, что число 5 никак не получается! Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!

Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.

Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

Ваш друг Фея Математика».

Воспитатель:

— Ну что, ребята, поможем Фее Математике навести порядок в её математическом царстве-государстве?

Дети: – Да, да, поможем!

Воспитатель: — Но попасть в это царство совсем не просто. Для этого нужно пройти задания. Помните: чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Ну что, готовы?

Дети: – Готовы!

Воспитатель: — Тогда — в путь!

(Дети строятся «паровозиком», под музыку едут и садятся на свои места.)

Задание 1.

Воспитатель:

-Нам нужно ответить на вопросы. Как только вы ответите на все вопросы правильно, мы попадём в царство математики. Готовы?

(В процессе ответов дети прикрепляют к доске карточки с цифрами – ответами.)

— Вы правильно ответили на все вопросы, но чтобы узнать пароль, надо числа поставить по порядку.

(Выходит ребёнок и выкладывает числовой ряд.)

Воспитатель:

— Молодцы, ребята! Вы успешно справились с первым заданием и теперь мы с вами в Математической стране. А вот и следующее задание: перепутаны дни недели. Нам нужно их построить в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки.

Проводится опыт с салфеткой и фломастерами с водой.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились. А сейчас вам предстоит стать спасателями и строителями.

Хулиган разрушил дома в стране Феи, которые состоят из геометрических фигур. Фея Математики прислала нам схему, по которой мы должны восстановить её дома. Давайте посмотрим, из каких геометрических фигур состоят дома.

Дети: – Из квадрата, треугольника, прямоугольника и круга.

Задание 2: «Построй дом из геометрических фигур»

(Дети собирают дома по схеме.)

Воспитатель:

— Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас ещё много дел! Готовы справиться со следующим заданием? Нам предстоит решить арифметические задачи.

— Посмотрите, какие деревья выросли около дома Феи Математики?

(На доске — 2 картинки дубов и 3 картинки сосен.)

Физминутка:

Раз — подняться, потянуться,

Два — согнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место сесть.

(На доске — картинка шестиглавого Змея.)

— Посмотрите, в царство математики прилетел Змей Горыныч. Он хочет сжечь дом и деревья. Поможем богатырю одолеть его?

Был бой отчаянно суров —

У змея было 5 голов.

Возьмите счётные палочки и выложите столько, сколько голов было у змея.

Но богатырь срубает 3… (Закрываются 3 головы.)

— Осталось сколько, посмотри?

(Ответ: 2 головы.)

— С помощью счётных палочек решите эту задачу и назовите ответ.

6.     Опыт.

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями: поставили числа по порядку, восстановили разрушенный дом, посчитали деревья у дома, помогли богатырю. Ну, а теперь нам пора возвращаться из математической страны. А для того чтобы мы нашли дорогу домой, Фея Математики прислала нам маршрут. Он находится в этом киндер-сюрпризе.

 Но вот беда, киндер-сюрприз попал в воду, и мы должны его достать. Но есть одно условие: нельзя опускать руку в кувшин. Как же нам это сделать? (Ответы детей.)

— Я помогу вам. Для того чтобы справиться с заданием, нам понадобятся вот такие пластилиновые шарики. Я буду опускать их в воду, а вы называйте, какой по счёту шарик я опускаю (первый, второй…). — Правильно. Посмотрите, что произошло: с помощью шариков уровень воды поднялся, и мы смогли достать капсулу, не опуская руку в кувшин.

— Нам осталось только нарисовать маршрут. У вас на столах листочки: красной точкой обозначено наше местоположение, а это — наш детский сад. Если вы правильно будете выполнять все мои указания, то мы доберёмся до нашего детского сада. Поставьте карандаш в красную точку — и в путь…

(Графический диктант.)

Воспитатель:

— Ну вот, мы и дома, в детском саду.

Итог:

— Ребята, а теперь скажите: вам было очень трудно?

Дети:

— Совсем не трудно, а даже интересно!

Воспитатель:

— А что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей.)

Воспитатель:

— А давайте с вами вспомним, какие задания нам встречались на пути?

(Ответы детей.)

Входит почтальон Печкин и говорит:

— Вам письмо с посылкой.

Воспитатель (читает письмо Феи Математики):

— Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли Математическую страну — вы создали прекрасный город из геометрических фигур. Он стал лучше прежнего. В моём математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.

Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично вручаются золотые медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся.

(Воспитатель вручает детям медали и угощения.)

About The Author