13 октября, 2025

Интервидение-2025: музыка, политика и  трио Nomad

Москва, 20 сентября 2025 г. В минувшие выходные в подмосковной Live Arena состоялось событие, которое многие уже называют переломным для музыкальной карты Евразии. Международный конкурс «Интервидение-2025», впервые проведённый в новом формате, собрал музыкантов из разных уголков мира — от стран БРИКС (Brazil, Russia, India, China, South Africa) и СНГ ( Содружество Независимых Государств) до представителей Латинской Америки и Ближнего Востока.

Если в 1970-е годы «Интервидение» в польском Сопоте служило «социалистическим ответом» на Евровидение, то сегодня проект вернулся в виде культурного манифеста России — после её исключения из Евровидения на фоне войны в Украине. Организаторы откровенно признают: конкурс задумывался не только как шоу, но и как попытка предложить миру альтернативную музыкальную площадку.

Историки музыки напомнили: в советские годы «Интервидение» служило витриной социалистического блока. Теперь же проект претендует на роль символа «нового мирового культурного союза».

По официальным данным, участие в конкурсе приняли 23 страны. Каждая представляла песню, ставшую хитом на своей родине в 2024–2025 годах. Главный приз — 30 миллионов рублей и хрустальный кубок.

С российской стороны выступил певец Shaman (Ярослав Дронов) с композицией «Прямо по сердцу», написанной Максимом Фадеевым. Однако артист неожиданно отказался от участия в голосовании жюри, заявив, что делает это «ради гостей».

«Мы собрались здесь, чтобы услышать новые голоса. Пусть Россия в этот вечер будет хозяйкой, а не конкурентом», — сказал Shaman со сцены.

Этот жест организаторы назвали символическим: мол, Россия демонстрирует готовность дать дорогу «дружественным странам» и их культурам.

Главный трофей конкурса достался вьетнамскому певцу Duc Phuc. Его композиция «Phu Dong Thien Vuong» — патриотическая песня, вдохновлённая легендой о мифическом защитнике Вьетнама, — произвела на жюри мощное впечатление.

«Я пел не только для Вьетнама, но и для всех, кто верит в силу традиции и истории. Этот вечер показал: музыка — это мост между поколениями и странами», — сказал Duc Phuc.

Но настоящей сенсацией вечера стало второе место кыргызского трио Nomad. Их выступление превратилось в один из самых обсуждаемых номеров фестиваля.

Трио Nomad представило уникальный номер: на сцене звучала музыка степей и энергия современности: Nomad превратили “Интервидение-2025” в незабываемое шоу. Архаичные мотивы кочевой степи и современный саунд образовали редкое сочетание, которое поразило и зрителей, и международное жюри.

По словам Азата Раимбердиева, успех команды стал общей заслугой кыргызского народа:

«Мы чувствовали поддержку и теплоту на сцене Live Arena. Конечно, было волнение, но опыт помог нам реализовать номер так, как мы планировали. Особенно приятно, что за нас болели даже сотрудники арены, включая медицинских работников. Они смотрели репетицию на большом экране и прямо сказали, что определились с фаворитами. А когда мы вышли, почувствовали поддержку и от россиян, которые болели за Кыргызстан. Это невероятные эмоции, которые трудно передать словами».

Артист также подчеркнул масштаб конкурса. По его словам, генеральная репетиция проходила при шеститысячной аудитории, и многие члены жюри уже тогда определили для себя фаворитов.

«Было приятно слышать тёплые слова не только от зрителей, но и от режиссёров “Интервидения”. Они отметили нашу дисциплину и высокий уровень ответственности — все запросы со стороны организаторов мы выполняли в срок», — отметил Раимбердиев.

Его коллега по группе, Бек Исраилов, сравнил конкурс с музыкальной олимпиадой:

«Всё было на высшем уровне, и мы рады, что стали частью этого события. Второе место для нас — как победа. Подобные проекты — это в первую очередь дружба, обмен опытом, культура и творчество. Атмосфера была дружеской, без жёсткого соперничества. Отмечу и другие яркие номера. У Казахстана песня была настолько сильная, что я добавил её себе в плейлист. И, конечно, впечатлило выступление SHAMAN’а, который отказался от оценки».

Третий участник трио, Минжашар Мурзаев, признался, что у группы был чёткий план — попасть в тройку лидеров:

«Мы ехали за победой. В планах было занять как минимум второе место, и мы этого добились. Для нас было важно показать, что кыргызы — это не только горный народ, но и сильная культурная традиция, современная и самобытная музыка».

Музыканты добавили, что участие в конкурсе стало для них сильной мотивацией. Nomad уже строят планы по новым проектам, стремясь представить кыргызскую культуру на ещё более масштабных площадках.

После выступления Nomad в соцсетях развернулась буря восторгов. Российские зрители писали: «Настоящая магия из Кыргызстана», «Восторг, мурашки по коже», «Это лучшее, что я слышал за последние годы». Многие отмечали, что трио стало главным открытием вечера.

Конкурс «Интервидение–2025», прошедший в Москве, оставил больше вопросов, чем ответов. Западные СМИ в один голос отметили: проект Кремля стал не столько музыкальной ареной, сколько инструментом политической демонстрации.

По данным Associated Press, само решение о проведении конкурса исходило напрямую от президента Владимира Путина, что делает его частью государственной культурной дипломатии. Guardian увидел в проекте «попытку построить альтернативную культурную инфраструктуру» в противовес западным платформам.

Идеологический акцент тоже очевиден: если «Евровидение» стало площадкой либеральных ценностей, то Москва сделала ставку на «традиционные семейные ценности» и союз разных цивилизаций. Reuters назвал конкурс «геополитическим конкурентом Евровидения», подчёркивая, что участие стран Азии, Африки и Латинской Америки (включая Китай, Индию и Бразилию) превратило его в витрину новой международной коалиции.

Но за политическим посылом скрылись организационные слабости. Из-за часовых поясов часть номеров показывали в записи, что, как отметила Guardian, лишило зрителей эффекта единого прямого эфира. Российские власти заявили о «4 миллиардах зрителей», однако норвежская  Aftenposten подсчитала: трансляцию на YouTube смотрели менее 10 тысяч человек.

Тем не менее, символизм конкурса отрицать сложно. Как резюмировало Reuters, для Кремля «Интервидение» стало не столько музыкальным шоу, сколько заявлением миру: «Мы тоже здесь». Будет ли это начало ежегодной традиции или разовый эксперимент — покажет время. Но ясно одно: музыка сегодня всё чаще звучит на языке политики. А Кыргызстан благодаря Nomad вошёл в мировую культурную историю  и конкурс стал громкой заявкой на новую страницу в глобальной музыкальной политике.

Айнура Валижанова

About The Author